Электронные средства обучения: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ |
29-10-2024 |
В классификации электронных средств обучения используются различные подходы: технические, программные, эргономические, психолого-педагогические и т.д.. В рамках каждого подхода классификация характеризует средства обучения по той или иной позиции, которая определяет некоторые их свойства, но не характеризует педагогических возможностей средств обучения в целом.
Подробно охарактеризовал электронные средства обучения Д. В. Чернилевский: "Электронные средства обучения - программные средства учебного назначения, в которых отражена определенная предметная область, в той или иной степени реализована технология ее изучения, обеспечены условия для реализации различных видов учебной деятельности". По мнению ученого, электронные средства обучения, используемые в учебных целях при методическим назначению, можно классифицировать так:
- Учебные программные средства - предназначены для обобщения суммы знаний, формирование умений и навыков учебной или практической деятельности, а также обеспечения необходимого уровня усвоения, который устанавливается при обратной связи;
- Программные средства (системы) - тренажеры, предназначенные для
отработка умений, навыков учебной деятельности, самоподготовки;
- Контрольные программные средства - предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
- Информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства - предназначены для формирования умений и навыков по систематизации информации;
- Имитационные программные средства - предназначены для изучения определенного аспекта реальности, его основных структурных или функциональных характеристик с помощью ограниченного количества параметров;
- Моделирующие программные средства - предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и "виртуальных") с целью их изучения;
- Демонстрационные программные средства - предназначены для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязи между объектами;
- Учебно-игровые программные средства - предназначены для "проигрывания" учебных ситуаций;
- Разрешительные программные средства - предназначены для организации внеаудиторной работы, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти.