Тенденции развития образовательных информационно-коммуникативных технологий |
15-12-2024 |

Мы рассматриваем общие предпосылки и тенденции изменений в процессе обучения в высшей и средней образовании на современном этапе развития общества. Эти тенденции обусловливают соответствующие изменения в методических системах обучения и педагогических технологиях.
1. Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии
Современный этап развития педагогических технологий обусловлен многими факторами, среди которых мы выделяем следующие, на наш взгляд, основные:
- Быстрый рост суммы теоретических знаний, необходимых современному человеку как члену общества для формирования его мировоззрения;
- Интернационализация образовательных процессов и растущая мобильность людей в процессах получения образования, профессиональной деятельности и общения на бытовом уровне;
- Быстрый рост уровня профессиональных требований к специалистам в виде суммы профессиональных компетенций, которые нужно постоянно расширять, совершенствовать и изменять в течение всего периода профессиональной деятельности;
- Широкое распространение сложных профессионально-ориентированных информационных
систем, постоянно совершенствуются, проявляя тенденции к унификации, глобализации и стандартизации методов и средств обработки информации;
- Быстрое распространение и проникновение во все сферы деятельности глобальной
информационно-коммуникационной сети, которая сделала революцию в информационных технологиях.
Эти факторы обусловливают следующие основные фундаментальные изменения в педагогических технологиях:
- Широкое применение эффективных информационных технологий, ориентированных не
только на аудиторную работу - работу учителя с классом, но и на индивидуальную работу учителя с учеником, самостоятельную работу ученика как в классе, так и за его пределами;
- Широкое применение дистанционных форм обучения не только в высшей школе, но и в
общеобразовательной и профессиональной школы;
- Индивидуализация, активизация и интернационализация процесса обучения;
- Широкое применение дистанционных форм доступа к знаниям, что создает
принципиально новые условия для организации самостоятельной работы.
Заметим, что классическая классно-урочная форма обучения, с одной стороны, не утратила своей роли как основная форма обучения в общеобразовательной школе, а с другой приобретает качественно новые черты и дополняется современными формами дистанционного обучения и доступа к информации, которые в дальнейшем будут играть все большую роль .